Halacha Club

Kitzur Shulchan Aruch, Rabbi Shlomo Ganzfried


Глава 52 : Законы произнесения благословений «...сотворивший плод дерева», «...сотворивший плод земли» и «...по слову которого существует все»

§1

На плоды, растущие на дереве, произносят благословение «...сотворивший плод дерева». А на плоды, растущие на земле, а это всяческие корнеплоды, овощи, бобовые, кукуруза и травы, произносят благословение «...сотворивший плод земли». И деревом называется только такое растение, чьи ветви не умирают зимой, а весной на этих ветвях появляются новые листья, даже если эти ветви тонкие, как стебли льна. Но если ветви полностью умирают зимой, а в живых остается только корень, это растение не называется деревом, и на его плоды произносят благословение «...сотворивший плод земли».


§2

На вещи, которые не растут из земли, такие как мясо, рыба, молоко, сыр, и также на все виды напитков, кроме вина и оливкового масла, произносят благословение «...по слову Которого существует все». И в слове «существует» («нигъе») следует в конце произносить гласный «а».


§3

Грибы, хотя они используют для своего роста воду из земли, питаются не землей, а воздухом, и поэтому они не называются «плодами земли», и на них произносят благословение «...по слову Которого существует все».


§4

Благословение «...сотворивший плод дерева» и «...сотворивший плод земли» произносят только на такие вещи, которые годятся для поедания свежими и которые также принято есть свежими; однако, если эту вещь принято есть только вареной, хотя ее и можно есть свежей, тем не менее она не так уж хороша, и на нее произносят ее благословение только в том случае, когда едят ее вареной. Если же ее едят свежей, то благословляют на нее «...по слову Которого существует все». Консервированное же рассматривается как вареное. Поэтому на квашеную капусту произносят благословение «...сотворивший плод земли». Соленое также для данного закона рассматривается как вареное.


§5

На редьку произносят благословение «..сотворивший плод земли». И то же благословение произносят на лук и чеснок, когда они мягкие и их едят свежими; хотя по большей части их едят только с хлебом, тем не менее, даже если их едят отдельно, произносят на них благословение «...сотворивший плод земли». Но если они уже старые и из-за этого очень острые, и их свежими больше не едят, тогда тот, кто ест их сырыми, произносит на них благословение «.. .по слову Которого существует все».


§6

Если фрукт или овощ лучше в сыром виде, чем в вареном, то есть если варка ухудшает их, то, когда их едят вареными, благословляют на них«.. .по слову Которого существует все»; и даже в том случае, если их сварили вместе с мясом и из-за этого мяса они стали лучше, чем были свежими, тем не менее в данном случае главная часть блюда — мясо, и благословляют на него «...по слову Которого существует все». Но если их сварили так, что они являются главной частью кушанья, и при этом они стали лучше, как, например, если их пожарили на жире или в меду и т.д., перед ними произносят то благословение, которое им положено, — поскольку нет никакой разницы, сварены ли они в воде, в жире или в меду.


§7

Плохо подходящие для еды плоды, вроде тех, что растут на крушине, на колючках и на других деревьях, которые вырастают сами по себе и которые не сажают нарочно, как лесные яблоки и т.д., которые в сыром виде вообще не годятся для еды, — даже если эти плоды сварили или запекли в меду и сахаре и они теперь годятся для еды, перед ними произносят благословение «...по слову Которого существует все». Однако орехи, хотя и растут в лесу, являются полноценной пищей, и перед ними произносят благословение «...сотворивший плод дерева».


§8

Если трава растет сама по себе и ее никто не сеет, хотя ее и можно есть сырой, и даже если ее сварили и теперь получилось полноценное кушанье, тем не менее, поскольку ее не сеют, она не считается плодом, и перед ней произносят благословение «...по слову Которого существует все». Однако на салат и т.д., который сеют, произносят благословение «...сотворивший плод земли». Однако, даже если речь идет о дикорастущей траве, если ее плоды являются полноценной пищей, как у земляники и малины, на них произносят благословение «...сотворивший плод земли».


§9

Та часть плода, которая не является главной, не так важна, как сам плод, и ее благословение на один уровень ниже того, которое произносится на сам плод, то есть если на сам плод произносится благословение «...сотворивший плод дерева», то на второстепенную часть плода произносят благословение «...сотворивший плод земли»; если же на плод произносится благословение «...сотворивший плод земли», то на второстепенную часть плода произносят благословение «...по слову Которого существует все». И поэтому, если речь идет про каперсовый куст, листья которого годятся в пищу, и на листьях есть такие небольшие утолщения вроде фиников, как бывают на листьях ивы, и есть у него плоды, ягоды, которые и есть главные плоды этого куста, а у ягод есть кожура, растущая вокруг этих ягод, как скорлупа ореха, и эта кожура также годится в пищу — на ягоды, которые являются главными плодами каперсового куста, произносят благословение «...сотворивший плод дерева», а на листья, на «финики», растущие на листьях, и на кожуру ягод произносят благословение «...сотворивший плод земли». И также на сваренные в меду и сахаре розовые лепестки произносят благословение «...сотворивший плод земли», хотя они и растут на дереве, поскольку они не являются главной частью плода. И также на кожуру апельсина, сваренную в меду и сахаре, произносят благословение «...сотворивший плод земли».


А на кожуру дыни, которую варят в меду и сахаре, произносят благословение «...по слову Которого существует все». А на стручки гороха, который сеют в поле, хотя они сами по себе сладкие, если их едят отдельно от самого гороха, благословляют «...по слову Которого существует все». А на те, которые сеют в садах, чтобы есть сырыми вместе со стручками, даже если едят отдельно сами стручки, следует произнести благословение «...сотворивший плод земли».


§10

На косточки фруктов, если они сладкие, произносят благословение «...сотворивший плод земли»; горькие же косточки вообще не являются едой, и, если их едят так, на них вообще не произносят благословения; если их сделали слаще, обжарив на огне и т.д., произносят на них благословение «...по слову Которого существует все».


§11

Горький миндаль: когда плоды его маленькие, и тогда главной съедобной частью их является кожура, которая не является горькой, и именно для этого его и сажают — когда едят эту кожуру, произносят на нее благословение «...сотворивший плод дерева». А когда плоды вырастают, и главной частью плода является уже его содержимое, а оно горькое — если его едят так, на него вообще не благословляют. Но если его сделали сладким, обжарив на огне или другим способом, тогда, поскольку они являются фруктами и для получения этих плодов миндаль и сажают, — на них благословляют «...сотворивший плод дерева».


На миндаль в сахарной глазури, хотя сахара там больше, тем не менее благословляют «...сотворивший плод дерева». А на кальмус в сахарной глазури произносят благословение: «.. .по слову Которого существует все», поскольку кальмус не является плодом.


§12

На плоды, не созревшие полностью на дереве, даже если их потом сварили в сахаре, меду и т.д., как принято варить недозревшие плоды в сахаре или меду, произносят благословение «...по слову Которого существует все». Только на этрог, сваренный в меду или сахаре, нужно произнести благословение «...сотворивший плод дерева».


§13

Паданцы, то есть плоды, сожженные солнцем и упавшие с дерева до созревания, поскольку они являются испорченной едой, на них произносят благословение «...по слову Которого существует все». И также на заплесневевший хлеб и на немного испорченное кушанье также произносят благословение «...по слову Которого существует все». Но если еда совсем испорчена, так, что не годится больше для еды, на нее не произносят благословения вовсе. И также на настоящий уксус (который пузырится, если его выплеснуть на землю) не благословляют. Если же его развели водой настолько, что он теперь годится для питья, — на него произносят благословение «...по слову Которого существует все».


§14

А есть такие плоды, которые никогда полностью не вызревают на дереве, и поэтому, после того как они собраны с дерева, их помещают в солому и т.д. И так они дозревают, как, например, маленькие груши. Поскольку для этих плодов это нормально, на них благословляют «...сотворивший плод дерева».


§15

Есть плоды, которые представляют собой всего лишь сок, наполняющий кожицу (как калина), и они не годятся для еды, а только для того, чтобы высосать сок и выбросить кожицу. Когда высасывают сок из таких плодов, произносят на него благословение «...по слову Которого существует все» (поскольку главное в этих плодах — напиток, содержащийся в них, они вообще не называются плодами). И даже если человек проглатывает и кожицу и косточки, все равно произносит благословение «...по слову Которого существует все».


§16

Благословение «...сотворивший плод дерева» и «сотворивший плод земли» произносят только в том случае, если хотя бы немного заметно, что это плод; однако, если плод измельчен до такой степени, что вообще непонятно, что это такое, как, скажем, варенье или повидло, которое варят из слив, или чечевица, которая перемолота в пюре, и т.д. — на такие кушанья произносят благословение «...по слову Которого существует все». Но если случилось так, что человек произнес на них то благословение, которое полагается плодам, то обязанность благословить выполнена. А если эти плоды по большей части едят именно размалывая полностью, то на них следует произносить то благословение, которое полагается плодам.


§17

Как произносить благословение на вареные рис и пшено? Если они не перемолоты в пюре, на них произносят благословение «...сотворивший плод земли»; если же они перемолоты в пюре, или если из них смолота мука и из нее испечен хлеб, в этом случае есть разница между рисом и пшеном, поскольку по закону на рис следует произносить благословение «...сотворивший разные виды пищи», а на пшено — «...по слову Которого существует все», единственно, что мудрецы сомневаются, не имеется ли в Талмуде под «рисом» в виду именно пшено, а под «пшеном» — рис. Поэтому человек, трепещущий перед Небесами, станет есть пюре как из риса, так и из пшена только в трапезе. А в тяжелой ситуации, то есть если у человека нет хлеба, он может произнести как на рис, так и на пшено благословение «...по слову Которого существует все», а после еды — «...сотворивший многих живых существ...». На хлеб, сделанный не из злаков, даже в тех местах, где принято есть именно этот хлеб, произносят благословение «...по слову Которого существует все». (Закон смешанной муки см. в «Шульхан Арухе», глава 208, параграф 9.)


§18.

На сахар произносится благословение: «...по слову Которого существует все». И также тот, кто высасывает сахарный тростник, произносит благословение «...по слову Которого существует все»; и также на корицу и лакрицу, которые грызут только для вкуса, а потом выплевывают, следует произносить благословение «...по слову Которого существует все».

Halacha Club

Kitzur Shulchan Aruch, Rabbi Shlomo Ganzfried


Chapter 52 : The Berachos of Borei Peri Ha'eitz and Borei Peri Ha'adamah and Shehakol

§1

Over fruits that grow on a tree you say the berachah Borei peri ha'eitz, [Who created the fruit of the tree]. Over fruit [or vegetables] that grow in the ground, which include varions condiments, vegetables, legumes, corn, and herbs, you say the berachah, Borei peri ha'adamah. [Who created the fruit of the ground]. In order to be called a tree, it must have branches that survive the winter to produce leaves again, even though they are as thin as stalks of flax. However, [a plant] whose branches perish in the winter, although its roots remain intact, is not called a tree, and over its fruit we saw, Borei peri ha'adamah.


§2

[Before partaking of] food which does not grow in the earth such as meat, fish, milk, and cheese, and, similarly, [before drinking] any beverage other than wine and olive oil, you say the berachah Shehakol niyah bidevaro [through Whose word everything came to be]. The word niyah should be pronounced with a kametz under the yud.


§3

Even though mushrooms and truffles, grow in the moisture of the earth, they do not receive nourishment from the earth, but rather from the atmosphere. Therefore, they cannot be called fruit of the ground, and you should say Shehakol over them.


§4

We say the berachah Borei peri ha'eitz and Borei peri ha'adamah only over articles of foods which are best eaten raw and which, as a rule, are eaten raw. However, if it is not the custom to eat them raw, but only when cooked, even though they could also be eaten raw, nevertheless, since that is not the favored way [they are eaten], their berachah is said only when they are eaten in their cooked state. But if you do eat them raw, you should recite only Shehakol. Pickled food is considered as cooked food. Consequently, before eating sauerkraut you should say Borei peri ha'adamah. Similarly, salted food is considered the same as cooked food.


§5

Before eating radishes, you should say Borei peri ha'adamah. Likewise, over garlic and onions that are soft and can be eaten raw, although, as a rule, they are eaten with bread, nevertheless, even if you eat them without bread, you recite over them Borei peri ha'adamah. But if the [garlic or onions] have grown old which give them a very strong flavor, so that they are not usually eaten raw, then, if you do eat them raw, you should say the berachah Shehakol.


§6

[If you eat] articles of food that taste better raw than cooked, because cooking spoils them, then you should say over them when they are cooked, only the berachah Shehakol. Even if they are cooked with meat and their taste improved because of the meat, nevertheless, since the meat is the main dish, we recite over them only the berachah, Shehakol. However, if they were cooked in a way that made them into the main dish, or if [the cooking] improved them, as for example, when they were fried in oil or in honey, and the like, you should say their appropriate berachah, since it makes no difference whether they were cooked in water or in oil or in honey, [as long as the food itself was improved by the cooking process].


§7

Inferior kinds of fruit that grow on brambles and thorn-bushes or on other trees which grow wild and are not planted, such as wild apples and the like, which when raw are not fit to eat, [then] even if they are cooked or fried in honey and sugar and made edible, you should recite Shehakol over them. But hazel nuts, although they grow [wild] in the forest, are considered superior articles of food and you should recite Borei peri ha'eitz over them.


§8

Herbs which grow wild without cultivation are fit to eat raw. If they are cooked and made into a special dish, nevertheless, since they were not cultivated [by man], they are not considered a fruit [of the ground] and you should say Shehakol over them. But lettuce and similar [vegetables] that are planted require the berachah, Borei peri ha'adamah. Furthermore, regarding herbs that grow wild, if they produce superior fruit, such as blackberries and raspberries, the berachah said over them is Borei peri ha'adamah.


§9

That which is not the main part of the fruit, is not considered as the fruit itself, but is one level lower. If it is the fruit of a tree, you say over the secondary part the berachah, Borei peri ha'adamah; and if it is the fruit of the ground, you say over the secondary part the berachah, Shehakol. Therefore, a caper tree whose leaves are edible, and where its leaves [are joined with the stem] there are small [edible] buds like the growths at the juncture of willow leaves, and the caper-berries form the main part of the fruit, while the caper flowers are only a peel around the fruit, like the shell of a nut, but are also edible. [Consequently], over the berries which constitute the fruit itself, you say the berachah Borei peri ha'eitz, and over the leaves and the little buds and the flowers, [you say] Borei peri ha'adamah. Likewise, over preserves made of rose leaves with honey and sugar, you say the berachah, Borei peri ha'adamah, for although they grow on trees, they are not fruit. Similarly, over preserves made of orange peel, honey, and sugar, you say the berachah, Borei peri ha'adamah. Over cucumber peel that was fried with honey and sugar, you say the berachah Shehakol. Over the pods of peas that are cultivated in the fields, even though they taste sweet, yet, if you ate them without the peas, you should recite the berachah, Shehakol. But those which have been grown in gardens for the purpose of eating them raw in their pods, even if you only eat the pods, you should say the berachah, Borei peri ha'adamah.


§10

Over the seeds of fruit that are sweet, you say the berachah, Borei peri ha'adamah. But bitter tasting seeds are worth nothing at all, and if you eat them, you do not say a berachah. But if you make them pleasant-tasting by roasting them, or in any other way, you say the berachah, Shehakol, over them.


§11

Small almonds are bitter and the principal food for which they are planted is the shell which is not bitter, and over these you recite the berachah, Borei pen ha'eitz. But when they are large, the principal food [are the kernels] which are inside the shell. If these taste bitter, and you eat them [raw], you do not say any berachah. But if you made them pleasant-tasting by roasting them or in any other way, since they are fruit and were planted for that purpose, you say the berachah, Borei peri ha'eitz over them. Over sugar-coated almonds even if there is more sugar than almond [in the confection], nevertheless, you say the berachah Borei pen ha'eitz. Over sugar-coated calamus [an aromatic root], you only say Shehakol, since calamus is not a fruit.


§12

It is customary to fry unripe fruit in honey or sugar, you should say the berachah, Shehakol over them. But over an esrog (citron) that was fried in honey or sugar, you should recite the berachah Borei peri ha'eitz.


§13

Over spoiled fruit, such as, fruit that has become parched by the heat and has fallen off the tree before becoming ripe, you should say the berachah, Shehakol. Likewise, over moldy bread or over a slightly spoiled dish, the berachah, Shehakol, should be said. But if they are completely spoiled, to the point that they are inedibie, then you need not say any berachah. Similarly, over strong vinegar (which bubbles when it is poured on the ground), no berachah is said. But if you mix it with water, and it becomes fit to drink, you should say Shehakol over it.


§14

There are types of fruit which never ripen on the tree, but after they are picked from the tree they are stored [and covered] with straw and chaff and the like, and in that way they become ripe. Since that is their natural way of ripening, you recite the berachah, Borei peri ha'eitz, over them.


§15

There are certain kinds of fruit that contain only juice that is concentrated in their seeds. ([In Yiddish] they are called koines.) [These seeds] are not fit to eat; and after the juice is extracted from them they are thrown away. Over this extraction, you recite Shehakol, (since its main component is the juice that is extracted from it, in no way can it be considered a fruit). Even if you eat the skin and the seeds as well, you still should only say Shehakol.


§16

We say neither the berachah Borei peri ha'eitz nor Borei peri ha'adamah unless we can at least slightly recognize the fruit. But if they are so crushed that they are unrecognizable, as for example, prune paste (lekvar) which is made of cooked prunes, or mashed peas, etc., then we say Shehakol over them. But if, after the fact, you said the berachah that was appropriate for their kind, you have fulfilled your obligation. However, if the accepted way of eating these fruits is in a crushed form, by completely mashing them, then you say even initially the berachah that was meant for them.


§17

Over rice and millet that have been cooked, if they have not been mashed, you say the berachah, Borei peri ha'adamah. But if they were mashed or ground [into flour], and you made bread out of them, there is a difference between rice and millet. [Technically], according to the law, over rice, you should say Borei minei mezonos, and the berachah, Shehakol, over millet; but we are not certain whether the Hebrew word orez means rice, and the Hebrew word dochan means millet, for vice versa]. Therefore, a God fearing person should eat mashed millet and rice only as part of a meal. However, in an emergency, if you have no bread, you should say over both rice and millet, the berachah, Shehakol, and the after-berachah Borei nefashos rabbos. Over bread made of cornmeal, even in places where such bread is the staple food, the berachah, Shehakol should be recited.


§18

Over sugar you say the berachah, Shehakol. Likewise, if you chew sugar cane, you say Shehakol. Also [over] cinnamon and licorice that you chew and only enjoy the flavor, and you discard the substance, you say the berachah, Shehakol.